Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8» с.Останино
ПОЛОЖЕНИЕ
|
УТВЕРЖДАЮ
|
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
МКОУ ООШ№8
|
Директор
МКОУ ООШ №8 с. Останино
Режевского городского округа
______________Ермолин Н.М.
|
01.07.02.06.
|
Приказ № 5/01.06.01
от «14»января 2015г.
|
- Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 58 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.12г.
- Внутришкольный контроль – источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности. Под ВШК понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением педагогами законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, Свердловской области в сфере образования.
- Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства.
- В данное положение о ВШК педагогическим советом могут вноситься изменения и (или) дополнения.
- Цели и задачи ВШК
- Главной целью ВШК является:
установление соответствия функционирования и развития педагогической системы школы требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса.
- Целью ВШК при осуществлении непосредственного контроля за образовательным процессом является:
- совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности, качества и эффективности образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности;
- выявление и реализация профессионально-деятельностного потенциала членов педагогического коллектива;
- выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся, отслеживание динамики всестороннего развития личности;
- обеспечение функционирования школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.
- Задачи ВШК:
- осуществление контроля за исполнением законодательства в сфере образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, принятие мер по их пресечению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
- мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося;
- диагностирование состояния отдельных структур образовательного процесса с целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического и ученического коллективов;
- совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации.
- Функции и структура ВШК
- Функции ВШК:
- информационно-аналитическая;
- контрольно-диагностическая;
- коррективно-регулятивная;
- стимулирующая.
- Структурно модель ВШК состоит из двух блоков:
базовый блок и инновационный блок
- Объектами ВШК являются:
- образовательная деятельность;
- обеспечение образовательной деятельности.
- Базовый блок ВШК образовательной деятельности включает в себя контроль:
- за образовательным процессом;
- внеурочной образовательной деятельностью;
- методической работой;
- научно-исследовательской работой;
- ведением документации.
- Инновационный блок ВШК образовательной деятельности включает в себя контроль:
- за информатизацией образовательного процесса;
- внедрением инновационных технологий преподавания предметов, новым УМК
- Базовый блок ВШК обеспечения образовательной деятельности включает в себя контроль:
- за учебно-методическим и информационным обеспечением образовательной деятельности;
- материально-техническим обеспечением образовательной деятельности;
- санитарно-гигиеническим обеспечением образовательной деятельности;
- обеспечением безопасного режима обучения;
- укреплением материально-технической базы.
- Инновационный блок ВШК обеспечения образовательной деятельности включает в себя контроль за модернизацией материально-технической базы.
- Направления, виды и методы ВШК
- Директор и (или) по его поручению заместители директора вправе осуществлять ВШК результатов деятельности работников по следующим направлениям:
- соблюдение законодательства РФ и государственной политики в сфере образования по обеспечению доступности, качества и эффективности образования;
- реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- реализация основных общеобразовательных программ общего образования, учебных планов;
- использование методического и информационного обеспечения в образовательном процессе;
- соблюдение порядка проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости;
- использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
- соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов;
- своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального и социального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области и правовыми актами органов местного самоуправления;
- работа подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников;
- осуществление научно-исследовательской деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы;
- другие вопросы в рамках компетенции администрации.
- При оценке деятельности педагога в ходе ВШК учитывается:
- выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
- уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;
- уровень сформированности ключевых компетентностей;
- степень самостоятельности обучающихся;
- владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
- дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;
- совместная деятельность учителя и обучающегося;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- умение отбирать содержания учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися системы знаний);
- способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
- умение корректировать свою деятельность;
- умение обобщать, систематизировать свой опыт.
- Виды контроля: тематический, классно-обобщающий, фронтальный, персональный, комплексный, документальный.
№
|
Вид ВШК
|
Основное содержание ВШК
|
1
|
Тематический
|
Работа коллектива, части коллектива над определённой темой, проблемой. Уровень ЗУН обучающихся по какой-либо теме, проблеме.
|
2
|
Классно-обобщающий
|
Уровень ЗУН, воспитанности, сформированности ключевых компетентностей
|
3
|
Фронтальный
|
Состояние преподавания отдельных предметов во всех классах, части классов.
|
4
|
Персональный
|
Продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень педагога.
|
5
|
Комплексный
|
Проверка двух и более направлений деятельности
|
6
|
Документальный
|
Изучение документации
|
- Методы контроля за деятельностью педагога:
- анкетирование;
- тестирование;
- опрос;
- собеседование;
- наблюдение;
- изучение документации;
- анализ уроков;
- беседа;
- результаты деятельности обучающихся.
- Методы контроля за результатами образовательной деятельности:
- наблюдение;
- устная проверка знаний;
- письменная проверка знаний (контрольная работа);
- комбинированная проверка;
- беседа, анкетирование, тестирование;
- зачет, сдача реферата, проектная деятельность;
- проверка документации.
- Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК.
- ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.
- ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом, который является частью плана работы школы на учебный год. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при директоре, педагогическом совете, вывешивается в доступном для педагогов месте.
- ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
- ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации о школе и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.
- ВШК в виде административной работы осуществляется директором или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
- Основания для осуществления ВШК:
- заявление педагогического работника на аттестацию;
- план ВШК, утвержденный директором;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере образования.
- Правила осуществления ВШК:
- ВШК осуществляет директор или по его поручению заместители по УВР и ВР, руководители методических объединений, другие специалисты;
- в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;
- при проведении оперативных проверок в случае установления фактов и сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей, может издаваться приказ о вынесении дисциплинарного взыскания;
- плановые проверки проводятся в соответствии с планом работы, который определяет круг вопросов и (или) ответственных за исполнение того или иного направления. План должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности педагогического коллектива, педагогического работника;
- продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом случае;
- члены администрации имеют право запрашивать у педагогических работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК;
- экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой;
- при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля.
- Директор и его заместители по УВР, ВР вправе посещать уроки учителей, внеклассные и внешкольные мероприятия.
- Результаты ВШК оформляются в виде справок и приказов. Итоговый материал должен содержать цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.
- Педагог должен быть ознакомлен с результатами ВШК под подпись. При этом он вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию школы.
- По итогам ВШК в зависимости от его целей, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, научно-методического советов, совещания при директоре;
- Директор по результатам ВШК принимает следующие решения:
- об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием приказа;
- о поощрении работников с изданием приказа;
- иные решения в пределах своей компетенции.
- Характеристика основных видов ВШК
- Персональный контроль.
- Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя, педагогического работника.
- В ходе персонального контроля администрация изучает:
- уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;
- уровень овладения учителем современными технологиями обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения, информационными технологиями;
- результативность учебной деятельности обучающихся по предмету (как учитель-предметник);
- результативность внеучебной деятельности обучающихся класса (как классный руководитель);
- способы повышения профессиональной квалификации учителя.
- При осуществлении персонального контроля администрация имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;
- изучать практическую деятельность педагогического работника через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий объединений дополнительного образования;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей (законных представителей), учителей;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
- Педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации.
- Тематический контроль.
- Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности учреждения.
- Темы контроля определяются в соответствии с планом работы, проблемно-ориентированным анализом работы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.
- В ходе тематического контроля:
- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
- осуществляется анализ практической деятельности учителя, педагога дополнительного образования, педагога-психолога, педагога-библиотекаря, социального педагога, обучающихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий объединений дополнительного образования; анализ школьной и классной документации.
- Классно-обобщающий контроль
- Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
- Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе.
- В ходе классно-обобщающего контроля администрация изучает весь комплекс образовательной работы в отдельном классе:
- деятельность всех учителей;
- включение обучающихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям;
- стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
- сотрудничество учителя и обучающихся;
- социально-психологический климат в классном коллективе;
- посещаемость занятий обучающимися;
- результативность обучения и т.д.
- Комплексный контроль
- Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в целом или по конкретной проблеме.
- Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей и воспитателей.
СОГЛАСОВАНО
|
На педагогическом совете МКОУ ООШ№8
|
Протокол № 03 от 30.12.2014 г.
|
С Положением о внутришкольном контроле ознакомлен:
№ п/п
|
Фамилия И.О.
|
должность
|
дата
|
подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|