Вторник
26 Ноября 2024
16:59
Информация
Архив новостей
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
МБОУ ООШ №8

Комплексный учебный курс ОРКСЭ

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения … с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

 

Цель комплексного, учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

1.     Курс «ОРКСЭ» рассчитан на обучающихся четвёртых классов и включает в себя модули, изучаемые обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей):

1)    «Основы православной культуры»,

2)    «Основы исламской культуры»,

3)    «Основы буддийской культуры»,

4)    «Основы иудейской культуры»,

5)    «Основы мировых религиозных культур»,

6)    «Основы светской этики». Один из модулей.

2. Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

- основы православной культуры;

- основы исламской культуры;

- основы буддийской культуры;

- основы иудейской культуры;

- основы мировых религиозных культур;

- основы светской этики.

В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.

Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.

Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.

Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениям. Нецелесообразно решать этот вопрос формально, установив нижнюю границу наполняемости учебной группы без учета конкретных условий и возможностей. Возможна организация учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ.

3. Учащийся изучает один из модулей с его согласия и по выбору родителей (законных представителей). Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.

Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.

4. Учебный курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа (1 урок в неделю)).

5. Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» разработаны для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса.

6. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения. Согласно приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России.

7. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает систему оценок. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

8. Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку (курсы повышения квалификации).

9. Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате.

В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

 

Вопросы и ответы

по организации изучения комплексного учебного курса 

«Основы религиозных культур и светской этики» (далее - курс «ОРКСЭ»)

в общеобразовательных учреждениях Свердловской области  

 

Материалы подготовлены на основе вопросов, наиболее часто поступающих в адрес Министерства общего и профессионального образования Свердловской области .

 

  1. Обязателен ли данный учебный предмет для изучения в четвёртом классе?

Курс «ОРКСЭ» является обязательным учебным предметом в четвертом классе, его изучение вводится во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 года, 1 час в неделю.

 

  1. Можно ли выбрать для изучения несколько модулей  курса «ОРКСЭ»?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок.

 

  1. Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса «ОРКСЭ» проводиться за счет часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс каждого образовательного учреждения организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым образовательным учреждением самостоятельно.

Согласно приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательной предметной областью, на ряду с такими предметными областями как:  «Филология», «Математика и информатика”, «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» и т.д.,  что не приведет к уменьшению количества уроков по другим предметам.

 

 

  1. Какие учебники желательно использовать для изучения курса «ОРКСЭ»?

В учебном процессе образовательных учреждений могут использоваться только учебники, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

 

  1. Если в классе 28 человек, а 25 человек выбрали изучение модуля «Основы светской этики», а 3 человека - изучение модуля «Основы православной культуры», как делить класс и вести эти 2 предмета одному учителю?

Администрации образовательного учреждения необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе).

При изучении курса «ОРКСЭ» класс делится на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. При этом вести разные модули (предметы) могут разные учителя в школе, а если отдельные модули (предметы) ведет один учитель, он может делать это в разное учебное время с группами учащихся.

         Расписание уроков будет составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, независимо от ее численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. Например, это могут быть последние уроки в разные дни недели.

 

  1. Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?

Имеют возможность вести модули курса «ОРКСЭ» любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку. Учителя должны пройти курсы повышения квалификации (не менее 72 часов) и в дальнейшем этим педагогам необходимо будет повышать свой уровень знаний для повышения качества преподавания курса «ОРКСЭ».

 

  1. Учитывается ли личностный статус и отношение к вере учителя, который читает модуль, ведь его отношение (принятие либо непринятие) формирует отношение ребенка?

Конечно, предполагается, что вести модули культурологического курса «ОРКСЭ» желательно учителям, которые знают данную религиозную культуру и традицию сами. Это особенно значимо для верующих семей, которые, конечно, не желали бы, чтобы православную или исламскую культуру преподавал их детям человек, отрицательно относящийся к религии, данной конкретной традиции и даже просто равнодушный к ней.

Но в целом каждый учитель должен уважать право на мировоззренческие и культурные особенности последователей каждой традиционной религии, а также нерелигиозных семей, учащихся, вне зависимости от того, какой модуль он ведет сам. Такие установки получают учителя на курсах подготовки к преподаванию всех модулей курса.

 

  1. Чем отличается модуль «Основы православной культуры» курса «ОРКСЭ» от курсов воскресной школы?

Модуль «Основы православной культуры» отличается от курсов в воскресных школах (аналогично при других религиозных организациях) тем, что при его изучении не проводится «обучение религии». Учащиеся изучают религиозную культуру, знакомятся с определенной религиозной традицией, культурой, ее мировоззрением и нравственными ценностями, системой морали.

 

  1. Правда ли, что для преподавания предмета будут привлекаться священники?

Нет. Курс «ОРКСЭ» будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации.

На этапе апробации курса «ОРКСЭ» в ряде регионов и в дальнейшем при его распространении на школы всех регионов России было решено, что преподавать модули по основам религиозных культур будут только светские учителя.

 

  1. Где можно посмотреть фрагменты «живых» уроков, а не просто статистику? Где можно посмотреть поурочный список обсуждаемых тем?

Интересующие материалы можно найти и на федеральном специализированном портале: http://www.orkce.org/ .

 

  1. Что родителям нужно будет купить для этого урока (тетрадь рабочая, книга для родителей, учебник)?

Никаких дополнительных закупок учебной или дополнительной литературы по модулям курса «ОРКСЭ» для семьи, родителей не требуется.

 

  1. Зачем в курс включены 4 модуля более глубокого изучения религий? Ведь для разговора о нравственности вполне достаточно базовых представлений об этике и истории мировых религий в целом?

Углубленное изучение определенной традиционной религиозной культуры вводится в соответствии с образовательным запросом граждан России, семей, соответствующих религиозных общин. При этом учтены интересы последователей основных традиционных религий в России и нерелигиозной части общества.

Родители, семьи, которые заинтересованы в «общем разговоре» о нравственности действительно могут выбрать для своего ребенка изучение модуля «Основы светской этики», где не предусматривается приобщения ребенка к конкретной, определенной системе морали, нравственных ценностей.

Но для другой части наших сограждан «общего разговора» о морали недостаточно, они выражают потребность в систематическом углубленном изучении их детьми традиционных религий народов России и соответствующем духовно-нравственном воспитании своих детей. Этим социальным запросом и обусловлено введение преподавания в российской школе основ религиозных культур народов России – православной, ислама, буддизма, иудаизма.

 

  1. Что такое практические занятия по курсу «ОРКСЭ»?

Практическими занятиями в методическим отношении могут быть различные уроки, занятия по модулям курса «ОРКСЭ», предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п., индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу курса, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.п. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п.

 

Протокол № 4 Родительского собрания от 16.04.2015 г. можно посмотреть здесь