Четверг
16 Мая 2024
13:16
Информация
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
МБОУ ООШ №8
Главная » Статьи » Мои статьи

Аннотация к ООП основного общего образования

Аннотация 

Основной образовательной программы основного общего образования

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 8»

 

Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 8» (далее ООП ООО МКОУ ООШ № 8) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) к структуре основной образовательной программы.

ООП ООО МБОУ ООШ № 8 определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования.

ООП ООО МБОУ ООШ № 8 направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Программа разработана  с учетом типа и вида образовательного учреждения. Учитывает образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса.

ООП ООО МБОУ ООШ № 8  в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

ООП ООО является рабочим документом образовательного учреждения, так как по мере введения федеральных государственных образовательных стандартов и накопления опыта в нее будут вноситься изменения и дополнения.

МБОУ ООШ № 8  формируется  с учетом особенностей основной школы на основе преемственности с основной образовательной программой начального общего образования и направлена на продолжение качественной реализации программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет. В связи с этим ООП ООО, прежде всего, опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно:

  • наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах решать как учебные, так и внеучебные задачи;
  • способность к инициативному поиску средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;
  • сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
  • освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
  • наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя, так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);
  • желание и умение учиться как способности человека определять, каких именно знаний и умений ему не достает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

ООП ООО МБОУ ООШ № 8 разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового возраста, которые включают в себя:

  • возникновение нового отношения к учению - стремление к самообразованию, тенденцию к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;
  • появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;
  • становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач;
  • появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;
  • субъективное переживание, чувство взрослости, а именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;
  • общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения;
  • проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; проявление сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты;
  • пробуждение активного взаимодействия, экспериментирования с миром социальных отношений;
  • появление к концу подросткового возраста способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но и учитывая «отношение мира» к своему действию. Становление поведения подростка поведением для себя, осознание себя как некого целого.

Для реализации ООП основного общего образования определяется нормативный срок – 5 лет, который связан с двумя этапами возрастного развития:

  • первый этап - 5-6 классы - образовательный переход от младшего школьного возраста к подростковому через пробы построения обучающимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный, постепенный, бесстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
  • второй этап – 7-9 классы - этап самоопределения подростка через участие  в разных видах деятельности, определение приоритетных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий.

В соответствии с ФГОС общего образования в основе создания и реализации ООП лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин проблемно-задачного принципа обучения;
  • раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
  • создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

ООП ООО МБОУ ООШ № 8 описывает психолого­педагогические, кадровые, финансовые,  материально-технические, информационно­методические условия реализации основной образовательной программы

  • для эффективной реализации образовательного процесса в МБОУ ООШ № 8;
  • определяет вектор  индивидуализации  образовательного  процесса на этапе  основного  общего  образования;
  • представляет и обосновывает общую структуру ООП, позволяющую учесть все аспекты  деятельности образовательного учреждения и добиться эффективных образовательных результатов на этапе основного общего  образования.

Ядром основной образовательной программы основного общего образования является процесс индивидуализации деятельности подростка через создание условий для проявления и реализации индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) у подростков в личностно значимых видах деятельности.

Образовательная программа основывается на современных дидактических принципах обучения, развития и воспитания обучающихся основной школы: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, принцип природосообразности, наглядности, сознательности и активности учеников в обучении, доступности, научности, систематичности и последовательности, индивидуального подхода, положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в обучении.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы, выступая содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, использования учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки - с другой.

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, осваиваемых обучающимися в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

      • трех междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
      • учебных программ по всем предметам.

В данном разделе ООП приводятся планируемые результаты освоения всех обязательных учебных предметов на ступени основного общего образования.

ООП ООО МБОУ ООШ № 8 является программой действий всех участников образовательного процесса и предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения ООП всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной (урочной и внеурочной) деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через  систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
  • овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования  и ориентации в мире профессий;
  • формирование социальных ценностей обучающихся, основ  их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
  • организацию сетевого взаимодействия между участниками  образовательного процесса общеобразовательного учреждения, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
  • включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды района, формирование у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
  • формирование у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • обновление методик и технологий способствующих реализации ООП в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
  • эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
  • эффективное управление образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  1. ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты, описывающие основной, сущностный вклад каждого учебного курса в развитие личности обучающихся, их способностей. Эти результаты отражают такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов;
  2. планируемые  результаты освоения учебных курсов и междисциплинарных программ, которые приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы по учебному предмету. Они характеризуют примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют учителя на то, чтобы определить, какие уровни освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидают от выпускников. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

  • планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
  • блоке «ыпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывает со всеми без исключения обучающимися как в силу  повышенной  сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения.

Основная  образовательная программа основного общего  образования прежде всего обеспечивает базовые (общие) требования к результатам освоения ООП основного  общего  образования.

В программе говорится, что сквозные образовательные результаты продолжают быть объектом особого внимания на ступени основного образования. Уделяется особое внимание формированию предметных компетенций, которые должны стать инструментальными, позволяющими обучающимся  пользоваться ими в процессе всего обучения. В ООП четко прописаны виды деятельности обучающихся, необходимые для реализации программы.

В ООП детально разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов ООП представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленной на обеспечение качества образования и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.

Основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения  ООП предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Итоговая оценка результатов освоения  ООП определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.

В разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной  образовательной программы основного общего образования» приводится:

1) описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, невыносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;

2) адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга); в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию;

3) адаптация модели и инструментария для организации стартовой диагностики;

4) адаптация модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутришкольного контроля.

В данном разделе описываются особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов; особенности оценки индивидуального проекта.

ООП ООО МБОУ ООШ № 8 содержит раздел «Портфель достижений (портфолио) обучающихся». Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.

Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников обучающихся на бумажных и электронных носителях.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
  • Программы отдельных учебных предметов, курсов.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся
  • Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП.

Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Программа коррекционной работы основного общего образования направлена на  обеспечение

— условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

— дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.

Организационный раздел ООП ООО МБОУ ООШ № 8 содержит учебный план основного общего образования.

Учебный план

  • фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
  • регламентирует перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

            Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть  учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), МБОУ ООШ № 8, учредителя образовательного учреждения.

Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется на:

  • увеличение учебных часов для изучения отдельных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса;
  • внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ ООШ № 8..

Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, объединения дополнительного образования, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

 Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная), при этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает определённую учебным планом максимальную учебную нагрузку.  Учебный план МБОУ ООШ № 8 определяет:

  • продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 34 недели и 4 дня;
  • продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель;
  • продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут.

В данном разделе ООП ООО МБОУ ООШ № 8 изложена  система условий реализации основной образовательной программы, которая включает

  • описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;
  • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами ООП ООО МБОУ ООШ № 8;
  • механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
  • сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
  • систему оценки условий.

 

Система условий реализации ООП ООО МБОУ ООШ № 8 разработана в соответствии с  результатами проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей

    • анализ имеющихся в учреждении условий и ресурсов, необходимых для реализации ООП;
    • установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям и задачам ООП, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;
    • выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС;
    • разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
    • разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;
    • разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).

Заключает ООП Сетевой график («дорожная карта») по формированию необходимой системы условий

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Kseniya (30 Августа 2019)
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0